Исследовательская компания Mediascope впервые замерила аудиторию, которую собирает контент российского телеканала на видеохостинге Youtube, сообщила телекомпания НТВ.

Проведенное в июле-сентябре 2021 г. исследование показало, что около 15% москвичей старше 18 лет в среднем раз в месяц обращались к премьерному контенту НТВ на Youtube на всех платформах (стационарные компьютеры, телевизоры, мобильные экраны). До сих пор Mediascope измерял аудиторию линейного ТВ. Также была доступна информация проекта BigTV Rating о просмотре телеконтента и рекламы в интернете, но отдельные платформы и видеосервисы в поставке данных не выделялись.

В рамках замера Mediascope протестировал технологию audio watermarking. Она предполагает внедрение в телевизионный контент аудиометок с цифровыми данными, описывающими сам контент, его источник и канал доставки. В ходе теста программное обеспечение на устройствах двух тысяч респондентов из Москвы распознавало аудиометки. Технология может применяться для измерения домашнего и внедомашнего телепросмотра, в том числе в интернете, а также для мониторинга рекламы.

Ранее во вторник на конгрессе Национальной ассоциации телевещателей (НАТ) генеральный директор Первого канала Константин Эрнст выступил с резкой критикой созданной Mediascope системы измерения телевизионной аудитории, назвав ее абсурдной. «Мир настолько изменился, что существующая система медиаизмерений, просто пипл-метр, не соответствует никакому медиапотреблению вообще, – цитировал ТАСС выступление Эрнста. – Есть толпа людей, а мы берем маленький сегмент и распространяем на всех вообще». По словам Эрнста, телеканалам хотелось бы иметь инструмент, который определит, кто из них лучше.

В ответ генеральный директор Mediascope? Руслан Тагиев? в ходе конгресса НАТ заявил, что компания разрабатывает новую концепцию развития системы измерений аудитории в 2021–2022 гг. По его словам, речь идет о серьезных изменениях относительно текущей схемы, сообщил портал adindex.ru. У Mediascope уже появилось общее видение концепции, которая будет представлена рынку после согласования с представителями телевизионной отрасли. Тагиев сказал, что главный остается вопрос объединения и использования различных потоков данных – о линейном смотрении ТВ и просмотрах в других средах и на других устройствах.

В 2021 г. Mediascope объявила о покупке доли в компаниях «Цифрасофт», специализирующейся на измерении аудитории медиа с помощью мобильных приложений, и MediaHills, поставляющей данные о телесмотрении кабельных и спутниковых телеканалов в сетях операторов связи. В компании не уточняют, станет ли технология audio watermarking частью новой системы измерений аудитории российских медиа. «Мы в процессе обсуждения с рынком и надеемся на дальнейшее развитие этого инструмента», — отметил представитель Mediascope.

YouTube тестирует модель ИИ, которая будет автоматически делить видеоролики на главы. Сейчас главы нужно вручную добавлять в описание видео. Новая модель позволит авторам экономить время.

Главы в роликах помогают зрителям пропускать не интересующие их моменты видео, предоставляют дополнительную информацию и контекст той или иной части ролика и упрощают навигацию по видео. В апреле YouTube начала внедрять возможность добавления глав в видеоролики на мобильных устройствах. Главы появились в нижней части видеопроигрывателя; они используют временные метки из описания видео ролика. Вскоре главы будут добавляться автоматически. Для этого ИИ-модель будет ориентироваться на текст ролика.

«Мы хотим упростить зрителям навигацию по видео, поэтому мы экспериментируем с автоматическим добавлением глав, чтобы создателям не приходилось вручную добавлять метки времени. Мы будем использовать машинное обучение для распознавания текста и автоматического создания глав», — указано в блоге YouTube.

Платформа пока будет тестировать нововведение на небольшой группе роликов. Авторы, чьи видео попадут в эксперимент, могут отказаться от участия и опубликовать свое мнение на форуме YouTube. Пока что эффективность технологии составила около 70%.

Кроме того, на видеохостинге стартовало тестирование упрощенного добавления меток времени к видео.

«Мы тестируем более простой способ добавления метки времени, привязанной к точному моменту, который вы смотрите. Зрители, которые станут участниками эксперимента, увидят новый значок, когда будут писать комментарий. Если нажать на этот значок, они смогут автоматически добавить текущее время видео без необходимости вводить его вручную», — поясняется в блоге. Эта экспериментальная функция в настоящее время также доступна небольшой группе зрителей.

Ранее YouTube начала тестировать создание мультисегментных видео. С помощью этого способа авторы могут записать несколько видеоклипов в мобильном приложении YouTube и загрузить их как одно видео. Для этого авторы, участвующие в эксперименте, должны нажать кнопку записи, чтобы записать первый клип, затем нажмите еще раз или отпустить кнопку, чтобы остановить запись клипа. Длительность одного сегмента может составлять до 15 секунд.

Обходные пути продвижения: разоблачение

В сообществах Facebook и ВК, на YouTube, в Telegram, Twitch и Instagram нередко используются сомнительные приемы увеличения количества зрителей и подписчиков, а также показателей, отображающих степень вовлеченности аудитории: репостов, лайков и комментариев. Таким образом не слишком добросовестные блогеры и владельцы интернет-площадок получают возможность повышать цены на рекламу. Кроме того, от таких приемов могут пострадать и они сами, если столкнутся с недобросовестными подрядчиками, которые занимаются накрутками для улучшения показателей в отчетности и демонстрации высокого качества своих услуг.

В любом случае можно с полной уверенностью утверждать, что, покупая рекламу у владельцев аккаунтов с фейковой аудиторией, не стоит рассчитывать на ее эффективность.

Советы по выявлению накруток

1-й совет – Учитывай необъективность показов и просмотров

Анализировать эти показатели несложно, но при этом нельзя забывать, что они не демонстрируют реальную картину популярности. Другими словами, ты не сможешь понять, сколько у публикации уникальных читателей. Один пользователь может взаимодействовать с ней неоднократно, и каждый раз это будет приводить к росту статистики. Допустим, он возвращался к чтению поста пять раз. В статистических данных это отразится как пять просмотров, а не один. В связи с этим, чтобы получить хотя бы приближенные данные, нужно разделить показатель на два. Кроме того, если нужно оценить популярность на видеохостинге, например на YouTube, гораздо важнее не то, сколько раз посмотрели видео, а время, которое пользователи провели за этим занятием. А накрутить его очень непросто.

Запрашивай подробные статистические данные, не стесняйся! Так ты сможешь получить показатели более высокого качества, в том числе данные об органическом охвате в Facebook, уникальных посещениях в ВК и времени, потраченном на просмотр видео на YouTube. Обратись к блогеру или администратору площадки, и если он не сомневается в ее эффективности, то обязательно поделится информацией. А получив отказ, ты сможешь уже по этому сделать вывод о сомнительности официальных показателей.

2-й совет – Оценивай не только количество подписчиков, но и вовлеченность

Для определения ее показателя можно воспользоваться, например, такой формулой:

общее число действий / количество подписчиков * 100 %.

Вовлеченность (Engagement Rate, ER) оценивается за определенный период. Чем больше ее процент, тем выше активность сообщества. При большом количестве подписчиков и практически полном отсутствии отклика с их стороны можно говорить о двух возможных причинах такой непропорциональной картины. Или некачественно ведутся социальные сети (неинтересный и бесполезный контент, обилие рекламных объявлений и т. п.), или подписчики накручены. Но в любом случае вряд ли стоит связываться с такими площадками и платить за их услуги.

Какой показатель вовлеченности считать нормальным, зависит от количества участников сообщества, его тематики, а также от особенностей конкретной социальной сети. Для объективной оценки стоит принимать во внимание средние данные по нескольким популярным площадкам.

3-й совет – Оценивай динамику изменения показателей

4-й совет – Читай комментарии

5-й совет – Считай переходы по ссылкам

Инструменты для выявления накруток

Быстро узнать, не накручены ли показатели публикаций в Facebook и Instagram, видео на YouTube, опросов в ВК или стримов на Twitch, позволяет комплексный подход к анализу показателей с применением специальных инструментов. В зависимости от площадки, бюджета, количественных показателей и особенностей социальных медиа можно использовать такие возможности.

Фото: Xaume Olleros / Bloomberg

YouTube начал тестировать функцию, которая позволит пользователям покупать товары напрямую из роликов, размещенных на видеохостинге. Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на источники.

Авторам роликов начали предлагать программное обеспечение YouTube для маркировки и отслеживания продуктов, представленных в их видео, пишет агентство. Затем эти данные будут связаны с инструментами аналитики Google, материнской компании YouTube. Таким образом, по словам источников, видеосервис хотят превратить в «каталог товаров», с которыми можно ознакомиться и приобрести их во время просмотра роликов.

YouTube также начал тестировать интеграцию с канадским разработчиком программного обеспечения для онлайн и розничных магазинов Shopify.

Представитель YouTube подтвердил Bloomberg, что такой эксперимент проводится на ограниченном числе видеороликов, но отказался сообщить подробности. Если он окажется успешным, видеосервис сможет конкурировать с Amazon и Alibaba, пишет агентство. Как именно YouTube будет получать доход с продаж, пока неясно.

Как протестировать ютуб