Поскольку любая проблема — это вопрос, на который есть несколько адекватных ответов, предлагаю формулировать проблему, поднятую в тексте, в виде риторических вопросов. Например: «Что такое истинная дружба?»; «Какое влияние красота природы оказывает на человека?» и т.д.

Потом пишете «волшебную» фразу: «Эти проблемы поднимает в предложенном тексте (Имя Отчество Фамилия автора)».

Теория:

  • отсылает к философскому или моральному вопросу;

проблема значения путешествий в жизни человека(в чём важность путешествий для человека?);

носит отрицательный признак (говорит о конфликтной, негативной ситуации);

проблема негативного отношения к животным; проблема проявления трусости;

направлена на раскрытие какого-либо понятия;

что такое настоящая дружба?; проблема истинного патриотизма;

уточняет ситуацию, к которой применим философский или моральный вопрос;

проблема проявления силы духа на войне; проблема сохранения чести в чрезвычайной ситуации.

  • роль, значение (проблема роли воспоминаний из детства);

проявление (проблема проявления доброты к детям);

отношение (проблема отношения человека к искусству);

  • влияние (проблема влияния музыки на человека).
  • ^ Что такое проблема текста?

    Проблема текста – это спорный, важный, актуальный вопрос, на который есть как минимум 2 ответа.

    Например: Как следует относиться к природе? (это проблема) (Ответ 1: Относиться нужно бережно, так как человек – часть природы. Ответ 2: Можно относиться потребительски, ведь человек – царь природы.) Что такое любовь? (Ответ 1: Любовь – это сильное влечение к человеку. Ответ 2: Любовь – это забота о близких) Нужно ли знать свою историю? (Ответ 1: Да, конечно, знание истории помогает избежать ошибок. Ответ 2: Нет, не нужно, это только тормозит прогресс)

    ^ Какие бывают проблемы?

    Все тексты так или иначе связаны с человеком и тем, что его окружает, по-другому говоря, со сферами жизни человека. Все проблемы можно разделить на внутренние и внешние.

    Внутренние проблемы — это все, что связано с вопросами, которые человек задает самому себе: смысл жизни, призвание, совесть, мораль.
    Внешние проблемы — это соприкосновение человека с миром, отношение человека к окружающим его реалиям.

    Стрелками на картинке показано, что человек вступает в какие-либо отношения с той или иной сферой жизни. Эти стрелки при формулировке проблемы можно будет заменить словами влияние, отношение, воздействие и т.д. (см. далее)

    Сферы жизни тоже могут сталкиваться друг с другом, создавая проблемы. Например, история и государство, природа и прогресс. Но все-таки большая часть проблем вращается вокруг человека, он центральная фигура. В его голове звучат самые важные и серьезные вопросы. Поэтому если совсем не понимаете, о чем текст, то попробуйте определить, какие из понятий пересекаются в тексте. Вопрос касается человека и его самоопределения или человек сталкивается с одной их вышеперечисленных реалий?

    ^ Как формулировать проблему?

    Проблему можно сформулировать двумя способами:

    1) При помощи вопроса. Например: Для чего человеку нужны друзья?
    2) При помощи Р.п. Например: Проблема отношения к природе, проблема поиска смысла жизни и т.д.

    Для того чтобы не запутаться, мы рекомендуем вам формулировать проблему в виде вопроса. Тогда вы не допустите ошибок.

    ^ Типичные ошибки при формулировке проблемы:

    1) В проблеме указывают авторскую позицию.

    Например: проблема хорошего отношения к книгам — НЕЛЬЗЯ («хорошего» — это уже оценочная лексика)
    Проблема отношения к книгам — МОЖНО

    2) Проблема слишком широкая.

    Например, в тексте рассказывается о женщинах и их роли на войне, а вы выбираете просто проблему войны. Если вы будете формулировать проблему в виде вопроса, этой ошибки можно будет избежать. Также так бывает, когда путают проблему и тему текста. Поэтому запомните: тема — это скорее направление мысли, то о чем текст. Например, текст о войне, значит тема: война. А проблема : роль героев на войне.

    3) Сужение проблемы.

    4) Проблема, которой нет в тексте.

    Чтобы не допустить ошибки, ознакомьтесь с материалом «Примеры формулировок проблем»
    Ну и самая распространенная ошибка уже связана не с формулировкой проблемы, а с дальнейшим содержанием вашего сочинения. Проблема может быть правильной, а вот дальнейшее содержание может совершенно не соответствовать проблеме. Но об этом позже.

    ^ Слова-помощники для формулировки проблемы

    С их помощью вы всегда сможете найти проблему в любом тексте.

    Если формулируете в Р.п., то вам помогут слова:

    — отношение
    — взаимоотношение
    — воздействие
    — взаимодействие
    — влияние
    — роль
    — восприятие

    Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции:

    Как нужно относиться.
    Как следует относиться.
    Почему важно +глагол.
    Почему нужно +глагол.
    Что такое +существительное.
    Для чего нужно. +глагол?
    Для чего нужен (на, ны) . +существительное?
    В чем причина.
    Какова роль. в жизни человека?
    Что такое.
    Что важнее: _ или _?
    Что необходимо.
    В чем различие между _ и _?
    Что такое истинная (ое, ый).
    Что значит .

    Существует несколько способов формулирования проблемы.

    Избегайте предложений с несколькими существительными в роди­тельном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.

    В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?

    сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, ост­рая, нерешённая и т.д.

    воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на че­ловека и т.д.

    Автор размышляет над проблемой.

    Автор текста затрагивает проблему.

    В центре внимания автора проблема.

    В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема.

    Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме.

    Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой.

    (Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям заду­маться над проблемой.

    Как (зачем, почему и т.д.). Именно эта проблема привлекала внима­ние автора.

    Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т. п.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

    Проблема (чего?) смысла жизни.

    Вопрос (о чём?) о смысле жизни.

    Существует мнение, что использование в сочинении типовых кон­струкций, или клише, свидетельствует о шаблонности, ограниченно­сти мышления автора сочинения. Однако тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации.

    Мы разделяем позицию тех исследователей, которые разграничивают речевые штампы и клише. Вот как об этом пишут наши коллеги:

    «Штампы — это примелькавшиеся, «надоевшие» выражения. В них в результате частого употребления слов, выражений значение стёрто. Сравните: «проходит красной нитью», «при голосовании поднялся лес рук», «свет души», «развернуть широким фронтом», «целиком и пол­ностью».

    Клише — это совсем иное, это органическая единица любого языка. Клише не претендует на образность и экспрессивность оборотов. Это рече­вые стереотипы, стандарты, формулы, типовые конструкции, которые мы легко воспроизводим в речи в определённых (повторяющихся) ситуациях. Несмотря на их частое употребление, они сохраняют свою семантику, используясь как положительные конструктивные элементы языка».

    В то же время многие ученики наивно полагают, что с помощью огра­ниченного набора готовых речевых формул можно написать хорошее со­чинение. Помните, что в любом сочинении следует идти от текста, от ло­гики мысли автора, а не подгонять авторский текст под известные вам шаблонные фразы.

    Итак, использование типовых конструкций требует от автора сочине­ния определённых умений. Попробуем дать несколько советов.

    1. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наибо­лее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.

    2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).

    3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно за­конченное целое.

    Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.

    Например: Некрасов Виктор Платонович (1911-1987) — прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правди­во отразил фронтовые будни.

    Информацию об авторе вы можете использовать в сочинении, что­бы избежать тавтологии, например:

    писатель — журналист — пуб­лицист — фамилия автора.

    Формулировать проблему можно или вопросом (обычно такие вопросы приводятся в информации-ключе в скобках), или через родительный падеж (проблема чего?). Во втором случае нужно быть внимательным, иначе можно потерять сразу несколько баллов.

    Если вам лень читать, то смотрим ролик (или читаем дальше 🙂

    Как сформулировать проблему и авторскую позицию в 2019-2021 году

    ё

    Если написать «проблема отношения детей к родителям» — все в порядке. Это то же самое, что вопрос «как дети должны относиться к родителям». На такой вопрос можно дать четкий ответ, формулируя позицию автора.

    А если пишем «проблема милосердия» — уже ничего не понятно. Проблема проявления, отсутствия, необходимости милосердия? Что за проблема у милосердия? О чем писать в позиции автора? Здесь проблема не сформулирована вообще, а только названа тема, и мы теряем баллы за К1, К2, К3, К4.

    На экзамене часто попадаются такие тексты, в которых невозможно сформулировать проблему через простейшую конструкцию с родительным падежом.
    ПРОБЛЕМА (чего?) : проблема одиночества, проблема отцов и детей и т.д. — можно.
    Проблема (чего?): природы, войны, стола, дедушки — нельзя.

    Что делать в этом случае?

    1. Сформулировать проблему через вопрос:

    Почему родители не понимают детей? Эту проблему рассматривает публицист М.Горлицкий, автор предложенного для анализа отрывка.

    2. Использовать словосочетание (под Х будем понимать тему, ключевое слово):

    а) если текст говорит о том, как люди понимают что-то — общий вопрос к тексту «что значит Х?»

    Вопросы: Что представляет из себя Х? Как раскрывается Х? Как проявляется Х?

    Слова-связки:
    — проблема содержания понятия Х (честь, совесть, милосердие и т.д.)
    — проблема истинных и ложных представлений о (чести, героизме, гуманизме)
    — проблема восприятия Х (искусства)
    — проблема оценки Х взрослыми / современникам / потомками / городским человеком / далекими от искусства людьми
    — проблема неоднозначности / противоречивости оценки Х (предательства, неправды)
    — проблема возможности сопоставления Х и У (добра и зла)

    б) если текст говорит о том, как влияет что-то на что-то — общий вопрос к тексту «как влияет Х на У?»

    Слова-связки:
    — проблема влияния / воздействия Х на (современного человека / взрослого человека / формирование характера ребенка / формирование интереса к чтению)
    — проблема роли/ назначения Х (в формировании характера/ в становлении личности / в становлении нравственных убеждений)
    — проблема связи человека с Х (природой, Родиной, другими людьми)

    в) если текст говорит о том, какие процессы мы наблюдаем — общий вопрос к тексту «что происходит?»

    Слова-связки:
    — проблема обретения Х (истины, способности воспринимать красоту природы / литературы)
    — проблема воспитания Х (человека / характера / чувства красоты)
    — проблема сохранения Х (природы / культурных традиций)
    — проблема вытеснения Х чем-либо
    — проблема дефицита Х (внимания к мелочам/ к красоте / к искусству / к природе / к пожилым людям)
    — проблема обесценивания Х (вечных ценностей / книг / авторитета взрослых).

    Проблема текста

    Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор.

    Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смыслжизни? Что такое красота? Чем определяется формирование личности человека?

    Проблемой может быть некоторое противоречие,конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами нажизнь, как, например, проблема «отцов» и «детей».

    Особую трудность представляет выявление проблем в тексте художественного стиля, в котором описываются взаимоотношения героев, их поступки и т.п. В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. От ученика требуется умение обобщать, абстрагироваться от частностей, конкретных деталей данного текста. Можно подумать над следующими вопросами:

    • O Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? (Социальный – человек и общество; политический – человек и государственная власть, экологический – человек и окружающая среда; нравственный (этический) – взаимоотношения людей, нравственные ценности.)
    • O Какие аналогичные ситуации, случаи известны учащимся?
    • O Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (Сострадание, милосердие, благородство/грубость, эгоизм, жестокость и т.п.)
    • O Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (Понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/ трусость, любовь/ненависть и т.п.).
    • O Проблема может быть философской.

    Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков:

    Человек и общество

    Проблема несправедливости социального устройства общества.

    В чем заключается смысл жизни человека?

    Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности.

    Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)?

    Значимость труда в жизни человека.

    Какое влияние оказывает личность на ход истории?

    Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?

    Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм? Проблема выбора профессии.

    Человек и природа

    Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.

    Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

    Человек и человек

    Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими

    Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?

    Проблема любви/ревности, дружбы/предательства. Проблема взаимоотношений подростков.

    Человек и культура/искусство

    Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты.

    Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека?

    Проблема духовности в искусстве.

    Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры? Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека? Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

    Человек и язык/речь

    Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцелярита.

    В чем опасность штампов в нашей речи?

    Человек и нравственные ценности

    Проблема подлинных и мнимых ценностей.

    Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)?

    Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными?

    Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство?

    Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным?

    Помочь грамотно включить формулировку в текст сочинения могут типовые конструкции :

    Автор поднимает проблему…

    Автор затрагивает важную проблему…

    Автора текста волнует проблема…

    Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…

    Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…

    Текст Д.С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой…

    Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель Д.Гранин.

    Проблема, поднимаемая В.Солоухиным, – это…

    Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это…

    Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В.Тендряков.

    Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.

    Следует осторожно использовать подобного рода «домашние заготовки», поскольку сочинение порой превращается в набор шаблонных фраз, слабо связанных между собой и ничего не говорящих о содержании текста.

    Ошибки при определении проблемы могут быть связаны с неверным пониманием текста, когда ученик не может выделить главные и второстепенные мысли автора, не видит подтекстовой информации, неправильно интерпретирует авторские метафоры, не замечает иронии и т.п.

    Например, довольно часто ученики пытаются сформулировать проблему, опираясь только на первый абзац (а то и первое предложение), в котором содержится вводная информация, мало связанная с основной проблемой. Текст требует вдумчивого чтения, выделения в нем смысловых частей, которые обычно отражены в абзацном членении.

    Как показывает опыт подготовки к сочинению на ЕГЭ, ученикам часто проще выявить авторскую позицию, чем сформулировать проблему текста. Поэтому при выявлении проблемы можно использовать следующий прием:

    1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

    2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

    3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

    Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующаяпроблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему

    человеку необходимо знать историю?

    Проанализируем некоторые типичные ошибки, связанные с формулированием проблемы текста:

    • У автора есть проблема, которая его очень волнует. Это проблема смысла жизни. (важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, ипроблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишемо первой)
    • Автора данного текста беспокоит проблема о равнодушии человека… (Перед нами очень распространенная грамматическаяошибка – нарушение управления: существительное проблема требует от зависимого слова родительного падежа: проблема равнодушия человека.)
    • Главная проблема этого текста – это умение «отзываться на чужую беду». (Неудачная формулировка с использованием цитаты.

    Лучше: Автор поднимает проблему сострадания или Как воспитать в человеке умение сочувствовать, сострадать?)

    • Проблема, которую поднимает автор, носит социальный характер… (Громоздкая, часто встречающаяся фраза. Лучше: …автор поднимает важную социальную проблему…)
    • Одна из проблем данного текста заключается в том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с совестью. (Вместо проблемыформулируется позиция автора.)
    • В прочитанном мною тексте автор высказывает такую проблему, как угасание у людей интереса к чтению. Эта тема очень актуальна сегодня. (Нарушена сочетаемость «высказывает проблему», происходит подмена понятий: тема и проблема – это не одно ито же.)
    • Писатель затрагивает проблему нравственности, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чести, добра и порядочности. (Крайне неудачная формулировка. Можно говорить о различных аспектах проблемы, но не о ее «частях».

    Видимо, автор сочинения хотел подчеркнуть, что в тексте затронута нравственная проблема, например: какую роль играет понятие «честь» в жизни современного человека?)

    Как поставить проблему текста вопросом