Наша кнопка

88x31 Код
РАДИОСХЕМА.RU
88x31 Код
РАДИОСХЕМА.RU

Голосование

Вы предпочитаете схемы:

Ваш IP: 23.20.130.128

Понравилось?

Поделись с друзьями:

Поделись ссылкой
Человек — сам кузнец своих трудностей.
Звуковой сигнализатор включенных фар PDF Печать E-mail
(14 голоса, среднее 4.50 из 5)

 

Среди прочих прелестей, невиданных владельцам «Жигулей», в нем был сигнализатор, который достаточно громко пищит, если открыть дверь водителя когда фары включены, а мотор выключен. Это очень удобно, так как напоминает выключить фары.

 

 

Схема показана на рисунке 1. Схема питается от цепи ламп габаритных огней (от фар). А пищать или не пищать определяет по состоянию двух датчиков, - датчика недостаточного давления масла (он контактный, на индикаторную лампочку) и датчика открытия двери (он в машине включает свет в салоне и используется еще и для сигнализации).

 

В общем, чтобы сигнализатор пищал нужно чтобы фары горели (на него поступает питание) и были замкнуты эти оба датчика. Тогда сигнализатор издает прерывистый звук высокого тона.

 

Датчик недостаточного давления масла здесь используется для определения работает двигатель или нет. Если двигатель исправен, то при работе давление масла в нем достаточно высоко и контакты датчика давления масла разомкнуты. Если двигатель выключен масленый насос не работает и давление масла мало, а контакты датчика замкнуты. Таким образом, когда мотор работает на вывод 2 D1.1 поступает напряжение логической единицы и блокирует тональный мультивибратор D1.1-D1.2.

 

На второй блокирующий вход этого мультивибратора поступает уровень с инфразвуко-вого мультивибратора D1.3-D1.4 задача которого в прерывании звука. Когда дверь закрыта контакты дверного датчика разомкнуты и на вывод 12 D1.4 поступает логическая единица. Это блокирует мультивибратор D1.3-D1.4, а вместе с ним блокируется и тональный мультивибратор D1.1-D1.2.

 

А в результате получается следующее. Когда фары включены на схему подается питание от цепи габаритных огней через резистор R5. Если мотор работает, то на вывод 2 D1.1 поступает единица и схема заблокирована. Схема будет заблокирована и когда закрыта дверь, так как на вывод 12 D1.4 будет поступать единица через R2.

 

Как только выключаем двигатель напряжение на выводе 2 D1.1 падает до нуля. Но на выводе 6 D1.2 еще есть единица, поэтому сигнализатор не звучит. Далее, если при включенных фарах и выключенном двигателе мы открываем дверь, то напряжение на выводе 12 D1.4 падает до нуля и оба мультивибратора начинают работать Пьезоэлектрический звукоизлучатель F1 начинает прерывисто пищать, напоминая, что нужно выключить фары прежде чем выйти из машины.

 

Стабилитроны VD1-VD3 нужны для защиты микросхемы от нестабильности напряжения в электросети автомобиля, от выбросов системы зажигания и прочих неприятностей.

 

Все собрано на небольшой печатной плате из фольгирова иного стеклотекстолита с односторонним положением разводки.

 

 

F1 - условно обозначен «ЗП», на самом деле здесь пъезозвукоизлучатель импортный неизвестной марки (вроде-бы от неисправного мультиметра). В принципе, подойдет любой, например, ЗП-1, ЗП-22 или импортный от телефонного аппарата, электронных часов. Электромагнитный или динамический звукоизлучатель не подходит, - только пьезоэлектрический.

 

Конструктивно звукоизлучатель приклеен на корпус микросхемы посредством двухстороннего скотча.

 

Чтобы получить наибольшую громкость нужно подобрать сопротивление R3 так, чтобы пьезозвукоизлучатель входил в резонанс. при этом громкость резко возрастает

 

Стабилитроны Д814Д-1 в стеклянных корпусах. Подойдут вообще любые стабилитроны на 11-13V.

 

Микросхему К561ЯЕ5 можно заменить на К176ЛЕ5 или импортным аналогом.

 

Кроме настройки в резонанс никакого налаживания не требуется. Если есть желание можно изменить частоту пульсаций подобо-ром параметров цепи R4-C2.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ТОП СХЕМ: