Сигнализатор "выключи поворотники" Печать
(3 голоса, среднее 1.67 из 5)

 

Большинство автомобилей оборудованы автоматическим устройством, выключающим сигналы поворота после завершения поворота. Это пластмассовый рычажок ниже рулевого колеса, который после того как руль возвращается в положение «едим прямо» подталкивает рычаг управления сигналами поворотов в нейтральное положение. К сожалению, на отечественных автомобилях данная «автоматика» очень быстро выходит из строя. И рычаг переключения поворотов перестает возвращаться в нейтральное положение после поворота руля. Конечно, его можно выключать вручную, но если вы привыкли к тому, что он должен выключаться сам, - очень велика возможность забыть это сделать. Тому способствует и относительно высокий уровень шума в отечественных машинах (не слышно щелчков реле), и яркий солнечный свет, заглушающий свет индикаторной лампочки. Потому частенько можно увидеть машину с мигающим сигналом поворота, которая едет прямо и никуда сворачивать не собирается.

 

 

На некоторых автомобилях устанавливают звуковые сигнализаторы работающих сигналов поворота. Обычно это простая «пищал-ка», подключенная на выход реле поворотов.

Мигание лампочек сопровождается попискиванием в салоне. Честно говоря, это даже раздражает. Было бы лучше, если бы эта «пищалка» включалась не сразу при включении сигнала поворота, а спустя некотрое время, может быть минуту, и, пропищав несколько раз, выключалась. Если вы забыли выключить поворот, вы на это среагируете, а если стоите в пробке, - писк долго доставать вас не будет.

 

 

 

Схема подключается не на выход реле поворотов, как многие аналогичные, а к цепи питания реле поворотов, то есть по непрерывному току. Когда включают сигнал поворота (или аварийный) на реле поступает напряжение. Здесь это же напряжение поступает и на данную схему. И начинается зарядка конденсатора С1 через резистор R2. На его зарядку уходит около минуты. Когда напряжение на С1 достигает единицы формирователь на элементах D1.1-D1.2 и цепи C3-R3-R4 формирует импульс длительностью несколько секунд. Этот импульс запускает мультивибратор D1.3-D1.4, генерирующий импульсы частотой немного меньше 1000 Гц. А далее, - транзистор и микродинамик в его коллекторе. Раздается однотонный звук продолжительностью несколько секунд.

 

 

Он обращает внимание водителя на включенный сигнал поворота (или аварийной сигнализации). Если водитель забыл выключить, - он их выключит. А если так и должно быть, можно звук проигнорировать. Больше, до выключения поворотов, схема сигнапизи-ровать не будет.

 

 

После выключения поворотов конденсатор С1 ускоренно разряжается через резистор R1 и диод VD1. Поэтому, если вы сразу же снова включите сигнал поворота, схема будет готова к работе.

 

 

Микросхема К561ЛА7 в общем то доступная, но можно заменить на К176ЛА7 или импортную вроде CD4011 (pPD4011, MJ4011 и другие).

 

Динамик В1 - от тепефонного аппарата. Вообще, подойдет пюбой достаточно миниатюрный динамик динамической или электромагнитной системы. Если желаете поставить пъезо, - транзисторный ключ можно выкинуть, а пъезоэпектрический динамик включить между соединенными вместе входами D1.4 и его же выходом.

 

Налаживание сводится только к установке желаемых интервалов: подбором резистора R2 устанавпивают время работы сигнапов поворота без звуковой сигнапизации, а резистором R4 устанавливают продолжительность звуковой сигнализации.